10 правил эффективной работы в Cubase Pro

Вот несколько простых правил, следуя которым вы сможете производить запись и сведение в Cubase эффективно и вам легче будет целиком сконцентрироваться на решении творческих задач.

1. Каждому проекту — отдельная рабочая папка

При создании нового проекта Cubase необходимо указать папку, в которой будут располагаться файлы проекта — Project Folder. Заведите себе незыблемое правило создавать для каждого проекта отдельную папку. В этой папке автоматически будет создана папка Audio, в ней по умолчанию будут храниться все аудиофайлы, записанные в проекте. Кроме того, в зависимости от структуры проекта в папке проекта могут появиться папки Images, Freeze, Edits, Track Pictures.

Если одна и та же папка используется для нескольких проектов, все они будут записывать свои аудиофайлы в общие служебные папки, расположенные в ней. От перезаписи файлов других проектов мы застрахованы — Cubase автоматически присвоит суффикс файлу, если в папке Audio уже содержится файл с таким же названием. Главное неудобство использования общей папки для разных проектов заключается в том, что при переносе проекта на другой компьютер придется любо переносить всю рабочую папку проекта целиком (вместе с файлами других проектов), любо вручную копировать только нужные аудиофайлы с риском не скопировать все необходимое, либо создавать резервную копию проекта.

2. Импортируйте все аудиофайлы в папку Audio

Необходимо, чтобы все аудиофайлы, не только записанные в проекте, но и импортированные в него, находились в одном месте — рабочей папке проекта. Во-первых, это удобно при переносе проекта на другой компьютер, во-вторых, некоторые операции все еще используют деструктивное редактирование, то есть файлы могут быть изменены безвозвратно. В-третьих, удаляя из проекта неиспользуемые файлы, вместе с неудачными дублями можно удалить файлы с семплами из библиотек, например, если они не были скопированы в рабочую папку.
По умолчанию при импорте аудиофайла в проект или Pool всплывает диалоговое окно, в котором требуется указать, нужно ли копировать файл в рабочую папку проекта и конвертировать файл в соответствии с настройками аудио в проекте.

Диалоговое окно импорта аудиофайлов
Диалоговое окно импорта аудиофайлов 

Чтобы диалоговое окно не всплывало при каждом импортировании нового файла, зайдите в меню Preferences, откройте пункт Editing → Audio, в пункте On Import Audio Files выберите в выпадающем списке опцию Use Settings и поставьте галочки в пунктах Import Files to Working Directory и Convert and Copy to Project if Needed. После этого все импортируемые в проект файлы будут копироваться в рабочую папку.

Чтобы скопировать все аудиофайлы проекта, находящиеся вне рабочей папки, зайдите в окно Pool, кликните правой кнопкой на любом месте окна и выберите в контекстном меню пункт Prepare Archive… Откажитесь от применения всех off-line-процессов к файлам (сохранит всю историю off-line-редактирования). Программа скопирует все файлы, в рабочую папку проекта.

3. Всегда давайте новым трекам названия

Cubase называет все записанные в проекте аудиофайлы согласно названию треков, на которых файлы были изначально прописаны. Поэтому любой новый трек лучше всего сразу как-то для себя назвать (Keys, Guitar, Voice, Backs). Если не дать треку какое-то имя, он будет назван автоматически — Audio 01, 02, 03 и т. д. Многие не приводят элементарный порядок в проекте до момента редактуры или предварительного сведения, оправдывая свою лень лишь тем, что на эти мелочи тратится время, а вдохновение может покинуть в любую минуту. Однако вы потратите еще больше времени в поисках преждевременно удаленного дубля в пуле, если все ваши файлы имеют примерно такой вид:

Окно Pool неправильно названными файлами
Окно Pool c неправильно названными файлами

Если все треки в проекте имеют названия, то навигация по проекту становится очень легкой — для попадания на нужный трек, достаточно просто вызвать окно поиска (Cmd+F /Ctrl+F) и набрать первые несколько букв названия трека.

4. Создавайте папки в пуле

Не все знают, что в пуле можно создавать папки для группировки файлов (Правый клик мышью в любом месте в окне Pool → Create Folder). Физических папок на жестком диске не создается, это просто контейнеры в которых можно хранить файлы.

Создание папки в пуле
Создание папки в пуле
Если проект очень сложный по структуре, имеет смысл создать папки для разных партий или групп инструментов, можно создавать папки с прошлыми дублями или альтернативными вариантами, которые возможно пригодятся. Если проект сильно растянут по времени и приходится иметь дело с несколькими сессиями записи одних и тех же инструментов, то можно складывать в конце каждой сессии все новые треки в отдельную папку.
Полный порядок в пуле проекта
Полный порядок в пуле проекта

Pool Record Folder

Можно настроить автоматическое размещение новых файлов в любой из папок пула. Красный маркер, по умолчанию расположенный на папке Audio в пуле, как раз говорит о том, что все записываемые файлы будут складываться в эту папку. Чтобы сменить размещение файлов по умолчанию, нужно кликнуть правой кнопкой мыши на нужной папке и выбрать в меню пункт Set Pool Record Folder. Теперь достаточно просто в начале каждой новой сессии создать в пуле новую папку и назначить ее для хранения новых файлов, тогда порядок в пуле будет поддерживаться автоматически.

5. Используйте Pre-Record Mode

Это одна из самых полезных опций в Cubase. Все знакомы с ситуацией, когда вовремя нажать на кнопку записи не удалось и приходится переписывать дубль. Случается, что просто во время распевки или пробы звука артист выдает действительно классный дубль, и приходится только кусать локти, что запись не была включена. С другой стороны писать все подряд тоже нет смысла — много времени уйдет на сортировку материала. Опция Pre-Record Mode позволяет включить постоянную запись сигнала на треках со статусом Record Enable во временный буфер. По нажатию на кнопку Record аудиофайл начинает прописываться на треке, но весь временный буфер фактически прикрепляется к началу нового аудио-события на треке. После завершения записи можно потянуть только что записанный фрагмент за левый маркер влево, и станет доступна предыдущая часть аудио, хранившаяся в буфере.

Файл до отображения буфера
Файл до отображения буфера
Файл после отображения буфера
Файл после отображения буфера

По умолчанию, размер буфера в Pre-Record Mode равен 1 секунде, изменить значение можно, зайдя в меню Preferences → Record → Audio. Максимальное доступное значение — 60 секунд, чего более чем достаточно, чтобы кардинально перестроить рабочий процесс записи. То есть с длинным буфером можно смело включать запись посреди дубля, если понятно, что он стоящий. Вместо кнопки Record сначала нужно просто нажимать Play. Тогда неудачные дубли не записываются вообще, и не нужно тратить время на чистку корзины пула. Важно отметить два обстоятельства:

  • Если не включить запись посреди воспроизведения и остановить ее, то информация не сохранится, так как буфер после остановки сразу же обновляется — в него пишется сигнал, поступающий на трек в данный момент.
  • Данная тактика требует, чтобы мониторинг входящего сигнала был включен не только во время записи, но и во во время воспроизведения, а значит ее не удастся применить, если вы используете внутренний мониторинг в режиме Tape Machine Style, удобства которого описаны ниже.

6. Используйте режимы авто-мониторинга

Мониторинг входного сигнала в Cubase может быть активирован вручную и автоматически. Автоматическая активация мониторинга будет полезна во время активных сессий записи, когда приходится оперативно создавать много новых треков, и время от времени прослушивать записанный материал вместе с исполнителем. По умолчанию в Cubase автомониторинг выключен. Включить его можно в настройках, нужно выбрать вкладку VST. Здесь в выпадающем списке нам доступны еще три режима — While Record Enabled, While Record Running и Tape Machine Style.

Режим While Record Enabled активирует мониторинг для любого трека со статусом Record Enabled и во время записи и во время воспроизведения и в режиме ожидания. Этим он и неудобен — если нужно прослушать только что записанный материал, приходится вручную выключать прослушивание входного сигнала.

В режиме While Record Running включает мониторинг только во время записи и выключает при воспроизведении. Недостаток этого режима состоит в том, что в режиме остановки мониторинг отключается, а значит чтобы пообщаться с исполнителем нужно опять же активировать его вручную.

Режим Tape Machine Style является наиболее удобным во время записи материала — в нем мониторинг включен и во время записи и во время остановки, но отключен во время воспроизведения.

Во время сведения необходимо отключать этот режим, так как в противном случае некорректно будет произведен экспорт аудиофайла — вместо микса будет экспортирован трек с тишиной.

7. Используйте Folder-треки во время многодорожечной записи

Folder-треки помогают не только организовывать рабочее пространство, но эффективно проводить многодорожечную запись. С их помощью можно быстро включать мониторинг и активировать запись сразу для всех треков, размещенных в папке. Кроме того, можно быстро создать копию Folder-трека вместе со всем его содержимым, удалить с копий треков продублированные аудио-события, и вот вы уже готовы к записи альтернативного многодорожечного дубля или другого фрагмента записи.

8. Используйте Project Browser

В сложных проектах с множеством различных треков, подгрупп и прописанных автоматизаций иногда сложно выяснить на каком треке, например, случайно прописалась автоматизация какого-нибудь параметра. Чтобы увидеть всю структуру проекта, воспользуйтесь окном Project Browser, в котором наглядно видно, какая информация хранится на треках и какую автоматизации они используют.

Окно Project Browser
Окно Project Browser

9. Не пренебрегайте пресетами

Многие ошибочно полагают, что использование готовых пресетов, тем более заводских — это признак непрофессионализма. Якобы, настоящий профессионал должен прийти к результату сам, перепробовав десятки плагинов и перекрутив множество ручек. В действительности, не важно какую настройку вы использовали на конкретном треке — свою собственную или предустановленную производителем — если общий результат звучит достойно, то остальное никого не волнует.

Но даже если вы предпочитаете делать все настройки самостоятельно, помните, что необязательно каждый раз все начинать с самого начала. В Cubase вы можете сохранять неограниченное количество собственных настроек практически для чего угодно, начиная от темплейтов целых проектов и наборов входных и выходных шин, и заканчивая настройками каналов или отдельных эффектов.

10. Используйте блокнот для хранения заметок в проекте

Информацию которая может восстановить в памяти ход работы над проектом, можно хранить прямо в проекте. Для этого предусмотрено отдельное окно — Notepad, здесь можно записать названия удачных дублей, используемых пресетов инструментов даже телефоны музыкантов для быстрой связи. Некоторые треки в Cubase тоже имеют свои блокноты для хранения текстовой информации.