Диск Джеклина своими руками:
Часть 1. Проектирование

Чтобы осуществить свою давнюю мечту — опробовать технику baffled stereo и делать записи по системе OSS, мне понадобилось где-то раздобыть диск Джеклина. Разумеется, простейший способ — купить готовое решение, например вот этот вариант. Но прибегнуть к простейшему способу — значит нарушить традицию с воодушевлением проходить сквозь собственноручно созданные препятствия. Поэтому, покупку готового диска отметаем сразу же. Причем опыт подсказывает, что хенд-мэйд экземпляр будет стоить не намного дешевле, но когда нас это останавливало? Да ни в жизнь.

В сторону кастомного решения я склонился прежде всего потому, что хотел поэкспериментировать с поглощающим покрытием перегородки и понять, как демпфирующий слой влияет на результат.

Итак, Диск Джеклина — акустическая перегородка в форме круга, которая располагается между двумя ненаправленными микрофонами. Для начала определяемся с размерами. Сайты с первой страницы выдачи Google дают противоречивые сведения: диаметр диска указывается где-то 30 см, где-то 35, где-то 36 см.

Изучаем спецификацию: 1980 vs 2009

Как водится, начинаем поиски со статьи в Википедии. Действительно, согласно брошюре, выпущенной самим Джеклином, и документу Josephson Engineering есть две версии — старая, образца 1980 года, и новая модификация 2009 года. В первой версии диаметр диска равен 30 см, а расстояние между мембранами микрофонов — 17,5 см. В модификации 2009 года диаметр диска увеличен до 35 см, расстояние между микрофонами – до 36 см. Первая мысль — пройти весь путь сначала. Освоить базовую версию, а затем проверить. действительно ли модификация имеет смысл. Вторая мысль — изучить мнение общественности. На форумах новый сетап получает приличное количество хейта. Подозреваю, что прежде всего потому, что не всем комфортно принимать изменения в наработанных практиках. Отлично! У меня есть возможность оценить новый концепт непредвзято, без оглядки на прошлый опыт, а потом сравнить с предыдущей системой. Решено, мой перый диск Джеклина будет диаметром 350 мм.

Продумываем оптимальную конструкцию

В описании модели от фирмы Josephson указана и толщина диска — 8 мм. Главные вопросы на этом этапе для меня — какой материал использовать и как надежнее всего крепить диск к микрофонной стойке.

Требования к конструкции такие:

  • Диск не должен заваливаться на сторону
  • Держатели для микрофонов должны надежно фиксироваться на диске
  • Конструкция должна быть максимально устойчивой и исключать опрокидывание

Рассмотрев в качестве материала фанеру, пластик, оргстекло, останавливаю свой выбор на простой фанере — она проще в обработке.

Крепления

Для крепления к стойке поначалу самым простым решением мне видится площадка с пазом, в который вставляется диск. В в площадку монтируется гайка для накручивания на стойку. Но позже становится очевидно: чтобы гайка крепко держалась в площадке и не раскалывала её, площадка должна быть довольно внушительный. Выглядит эта конструкция не очень изящно.

Начальный вариант крепления диска

Я решил поискать решение поизящнее. Что если попытался использовать для крепления обычный микрофонный держатель? Если идея не выгорит, сделать площадку никогда не поздно. Я перебрал все микрофонные держатели, которые были под рукой. Самый широкий и глубокий зажим оказался у Shure: внутренняя ширина — 6 мм, глубина — около 2,5 см.

Теперь нужно определиться с креплением микрофонов к диску. В системе старого образца держатели накручиваются непосредственно на диск, поскольку требуемое расстояние между мембранами это позволяет. Но версия 2.0, так сказать, требует разнести мембраны на 36 см, а значит без планки не обойтись.

Первый концепт.

Два уголка стягиваются винтом и ответной гайкой-втулкой.

Недостаток такого решения в том, что при использовании тяжелых микрофонов с широкой мембраной стягивать конструкцию придется очень сильно — микрофоны на других концах уголков будут постоянно работать на отрыв.

Тогда появляется решение продеть планку сквозь диск.

Планка крепится к диску двумя уголками.

В такой конструкции вес микрофонов будет переноситься на центр планки, то есть на сам диск. Слишком сильно фиксировать планку не потребуется.

Общий концепт вырисовывается.

Покрытие

В качестве внутреннего демпфирующего слоя я выбрал натуральный войлок. Для крепления внешнего звукопоглощающего материала в нем нужно предусмотреть вырезы под липкие ленты. По замыслу это позволит без труда заменять внешний поглотитель.

Все, с конструкцией разобрались. Дело за малым — изготовить все детали и собрать их вместе. Продолжение в следующей статье.