Интервью с инженерами компании “Неватон”

Российский производитель профессиональных микрофонов «Неватон» в течение многих лет радует профессионалов индустрии выпуском высококачественных микрофонов для самых разных сфер применения — от миниатюрных микрофонов и микрофонов типа «пушка» для нужд кино и телевидения до  моно- и стереомикрофонов для студийной и концертной звукозаписи. Не так давно фирмой были выпущены два микрофона МК52 и МК50 для записи объемного звука в формате 5.1, получившие великолепные отзывы в прессе и награды на WINTER NAMM 2013.

О тонкостях производства микрофонов и ближайших планах компании рассказали главный конструктор «Неватон» Дмитрий Борисович Смольников и начальник производства Николай Николаевич Шаульский.

В следующем году вашему предприятию исполняется 70 лет. Планируете ли вы отметить юбилей выпуском нового микрофона?

В 1994 году мы были переименованы в ООО Неватон и продолжаем работать под этим названием по сей день. Так что фактически нам в этом году 21 декабря исполняется 25 лет. И этот юбилей отмечен разработкой и выпуском первой опытной партии микрофонов Nevaton BPT.

Среди микрофонов, выпущенных вашей фирмой, какой вы бы назвали самым удачным?

Думаю, что все микрофоны, выпускаемые нашей фирмой, можно назвать удачными, просто они предназначены для разных целей.

На рынке профессиональных микрофонов наблюдается строгая тенденция: выпуск все большего числа полупрофессиональных микрофонов с заниженным качеством, но более привлекательной для потребителя ценой. Спрос на полноценные профессиональные решения действительно падает?

Ваши микрофоны МК52 и МК50 имеют превосходные характеристики. Как удалось добиться столь низкого уровня собственного шума и высокой перегрузочной способности?

В этих микрофонах использованы большие капсюли, которые обладают большой емкостью и получить такие показатели шума несложно, вероятно в моделях микрофонов с худшими шумовыми характеристиками производители просто не используют преобразователь напряжения для увеличения поляризующего напряжения. Но конечно подбор комплектующих тоже никто не отменял. Стоит также отметить, что эти микрофоны имеют приятный по спектру шум. В данной модели реализован подогрев капсюлей для возможности работы во влажном воздухе, что обуславливает повышенное потребление тока от источника фантомного питания (8 мА), однако обеспечивает одновременно высокую перегрузочную способность и великолепное звучание усилителя в классе А.

По этой причине можно не волноваться об окраске звука в усилителе, тем более что в звуковом тракте использованы только качественные пленочные конденсаторы в минимально необходимом количестве. Все элементы четырех каналов усилителя подобраны и отобраны, для максимальной симметрии по выходу и идентичности каналов.

Новый микрофон Nevaton BPT имеет подобный усилитель, как и в МК50, но без подогрева капсюлей и оснащён переключателями собственной разработки на герконах. Копус микрофона имеет оригинальный дизайн и изготавливается из целиковой латуни.

Кстати, почти все корпуса наших микрофонов точатся нами из латуни и имеют тройную сетку, это стало особо актуально в условиях сильных электромагнитных помех в современных условиях. Также мы уделили внимание дополнительной защите электроники от помех, что позволяет без проблем работать в непосредственной близости к теле- радио трансляторам.

В авиастроении случается, что самолет в процессе проектировки так и не доходит до серийного производства — ставится ясно, что нужно менять направление мысли и начинать все с начала. В «микрофоностроении» подобное происходит?

Нет, в микрофоностроении такого не наблюдается. Неудачные решения исключаются или исправляются «на лету».

Сколько времени требуется, чтобы концепт нового микрофона превратился в серийную модель?

По разному, в зависимости от сложности микрофона от 6 до 12 месяцев, ну и пару лет на обкатку.

Многие производители сейчас выпускают микрофоны с встроенным АЦП. Есть ли в ваших планах выпуск цифрового микрофона?

Нет не планируем. Во-первых, у нас нет специалистов по цифре, а во-вторых, мы считаем, что АЦП соответствующего качества в корпусе микрофона попросту не поместится.

На сегодняшний день АЦП — весьма уязвимое место в звуковом тракте, и зачастую старые громоздкие устройства звучат лучше, чем современные портативные. Поэтому закладывать «троянского коня» в корпус микрофона мы не будем.